Царство Суряницы

Скажи, дорогой читатель, какие ассоциации у тебя рождаются при словосочетании «Царство Суряницы»? Сказка, волшебные персонажи, знакомые по пушкинскому «Лукоморью», неуловимое, как в детстве, предчувствие чего-то чудесного?

%d0%be%d1%81%d1%82%d1%80%d0%be%d0%b2-%d1%81%d0%b2%d0%b5%d1%82%d0%b0-3%d0%bcСегодня мы хотим поведать вам об удивительном месте и удивительных людях, сохранивших непостижимое обаяние старины. Словно невидимая рука Судьбы соединила воедино таинственное место на окраине Подмосковья и группу единомышленников, более 30 лет назад осуществивших свою мечту – жить в Гармонии с Природой, радовать людей и, совершенствуя себя, совершенствовать мир.

Начиналось всё с одного небольшого домика. Поначалу в нём собирались интеллигенция из Москвы, да и не только, приезжали студенты, одержимые жаждой познания, увлечённые и искренние люди. «Мы были сплочены одной идеей, — говорит руководитель этнокультурного центра «Колосвет» Ольга Александровна Торопова, — познавая Великий Закон мироздания, учиться жить в Ладу друг с другом, Природой, Космосом. Много читали философской литературы, восхищались идеями русского космизма, приобщались к мудрости веков. Да, найти необходимые книги было тогда непросто, но ведь самое главное – уметь мечтать и уметь воплощать мечту в действительности.»

Жизнь в нашей деревне прямо как в сказке.

 

EFPMmddfAng

Идея живой земли, единой вселенной стали основой, на которой взрастали терема будущего. Идеи стали материализовываться в буквальном смысле. В 90-е колосветовцы становятся хозяевами двух крестьянских хозяйств с экзотическими названиями «Аюс» и «Савитар», учатся строить дома, возделывать землю, содержать скот.

Земля-Матушка подсказала – для успешного ведения хозяйства необходима полная сонастройка с родной природой – лад, бережно сохраняемый народной традицией. И завертелось колесо круглогодичных славянских праздников. Уклад жизни одухотворялся древним понимание исконного благозвучия человека с природой. Родная земля вторила родному небу, и обряды стали вязать воедино силу рода и благо родины. Время наполнилось благородством. Почитание Предков-Пращуров, обожествление родителей, прославление себя через потомков. Силы жизни стали основой Лада «Колосвета», а три золотых правила общежития не дали развалиться с самого начала:

  • Искать ошибки в себе;
  • Не держать камень за пазухой;
  • В любом конфликте виноваты обе стороны.

Возрождение старых традиций.

 

file183

Колосветовцы соединили свои усилия для того, чтобы возрождать древние традиции, соединяться с природой и привнести в мир гармонию и радость. Совершенствуя себя, совершенствуешь мир – основная тема в музыке жизни «Колосвета», и потому с самого начала – никакой пропаганды и агрессии. Только своим примером достойного поведения можно добиться уважения у среды.

Гармоничный образ жизни, славянские оздоровительные практики, жизнь в обряде – слагаемые устойчивости и преуспевание «Колосвета». Вместо пустых разглагольствований о бренности бытия и мыльных фантазий на кухне – старательное и последовательное осуществление заветной мечты, объединившей всех с самого начала: жить в ладу с самим собой, с родичами, с традицией, с природой и всем космосом. Ведь «частица целой мы Вселенной». И древние славянские праздники позволяют народу входить с Вселенной в единый ритм. Мир зиждется на гармонии ритмов. Взял – отдал. Всё происходит в едином потоке. Великий Закон – основа единства природы всего сущего. Через все истины мы идём к одной единой Истине. Истина – это Великий Закон.

Рта или Рита (отсюда «ритм») – универсальный космический Великий Закон, которому подлежит всё – человек, растения, Земля, Бог, песчинка. Сохранение Лада Великого Закона – добро и обрежение жизни. Так ведали наши предки, и в этом – глубокая мудрость.

Круглый год в «Колосвете» вращается солнечное колесо наших родных славянских праздников. Восемь основных праздников древнеславянского календаря синхронизированы с Солнцем(точнее, с движением нашей планеты вокруг светила). Это явные в природе четыре точки орбиты Земли, приходящиеся на дни зимнего и летнего солнцестояния, весеннего и осеннего равноденствия, а также встречи четырёх Времён года.

Праздники в театре «Суряница»

 

CollageMaker_20170927_163854578

 

Для проведения праздников на Можайской земле в ЭКЦ «КОЛОСВЕТ» был создан театр «Суряница». Следуя традиции скоморошества, суряничники легко и ясно приобщали народ к древней культуре. Первые спектакли «Суряницы» знакомили зрителей с основами родного приросообразного мировоззрения наших предков. Каждый год перед главными солярными праздниками разворачивалась народная мистерия, повествующая о жизни Богов и героев. В красивой, возывышенной форме прекрасного спектакля народ узнавал преданья старины глубокой. Четыре годовые премьеры переносили зрителя в волшебство Тридевятого Царства. Время жизни, соотнесённое с ходом Солнца, наполнялось глубоким смыслом единой Вселенной.

Начало года – Коляда. В самую длинную ночь года рождается маленький огонёк великого солнечного колохода. Святочная ворожба, ряжения, проводы старого, дряхлого года – неизменные атрибуты дней торжества Деда Мороза. Готовится полба. При свечах творится подблюдное гадание.

А высоко в небе, в истоках млечной реки собираются воедино 12 братьев-месяцев:

  • ПРОСИНЕЦ – Воды Мокоши святитель
  • СЕЧЕН — Маслёнывеселья хранитель
  • ПРОТАЛЬНИК–Ладоления Весны устроитель
  • БЕРЕЗНИЧ – Ярилы Жара водитель
  • ТРАВЕНЬ – Рос чистоты явитель
  • КРЕСЕНЬ – Купалы чистой целитель
  • ЧЕРВЕНЬ – Горомов Перуна проявитель
  • СЕРПЕНЬ – Урожая богатства хранитель
  • РУЕН — Овсеня Лада зиждитель
  • ЛИСТОПАД – Деда Молчанья хранитель
  • ГРУДЕНЬ – Ковки Сварогаявитель

Растёт Коляда, прибавляется время дня солнечного.

И вот Комоедица – время Масленицы, зимы да весны встреча. Взятие снежного городка, битвы молодецкие и, конечно же, блины – символ Солнца да радости.

Ладодение – праздник Весеня. Первые хороводы.Кобения – танцы подражания птицам. Протяжные зазывки Весны-красны.

Встреча весны и лета – Ярилин день. Праздник ярой силы солнца. Пекутся куличи, несущие обережную силу, делаются писанки. Солнышко в этот день на рассвете играет. Пастухи прямо в поле чистом готовят яичницу – начало выпуска скота.

Вершина года – время Купалы. Купала – кипельно-белый праздник на макушке лета! Солнце в водах купается, заря с зарёю встречается, расцветает в полночь волшебный Перунов жар-цвет.

Испокон веков огненный купальский праздник был горячо любим народом. Помните танец Царевны-Лебеди из сказки – взмахнёт крылом, и ваяется мир: летят птицы, взрастают дремучие леса; всё подвластно длинным обережным рукавам, усиливающим танец Мокоши. Именно танцы дев с длинными рукавами, касающимися земли, составляли часть купальской мистерии. Данное время – особая пора соединения всех трёх царств: Медного – мира людей, Серебряного — мира Предков и Золотого – мира Богов.

Купальский огонь дарует время жизни. Купальская ночь исполняет заветные желания. Магическая пора соединения двух стихий – Отца-Огня и Матушки-воды. Вся символика древнего действа – прыжки через костёр, венки на воде, огненное колесо – пришла из глубины веков, когда на нашей родной земле процветала ведическая культура.

20-е числа июля – время очистительных гроз. Встреча лета да осени.

Осенины – праздник урожая, начало пиров да свадеб на Руси. Подводится итог года, благодарят люди землю-матушке за то, что накормила досыта.

Деды – праздник почитания предков. Время встречи зимы да осени.

Ладно жили наши предки с Природой. Бережно относились к Жизни, и Родное Небо благословляло Родную Землю счастьем и радостью.

Итак, по порядку: Коляда, Святки, Водосвятие, Влесова Среча (Широкая Масленица), Ладодение, Веснянки, Ляльник, Ярилина Среча, Даждь Вешний, Семик, Русалии, Купала, Громовая Среча, Урожай, Дары, Спожинки, Майя Златовласка, Овсень, Мокриды, Деды, Зимень. И вновь – Коляда, юный божич, зачинающий Вечен Коловрат.

На праздниках театра «Суряницы» люди узнают, как жили наши далёкие предки.

При желании можно приобщиться к рукоделию, поводить хороводы, всей семёй принять участие в народных играх и забавах.

От всей души приглашаем Вас на солнечные спектакли «Суряница»!

 

Суряница- льющееся веселье.

x_ff34c6ea

И чистый дух начинал творить новую судьбу. Испив суряницы, человек наполнялся солнечной радостью; светлое благое веселье вливалось в душу, хотелось любить весь мир, всех людей, всё живое. Подобное чувство рождается у людей на праздниках, проводимых нашим центром с одноимённым названием «Суряница».

Мёд и солнце, свет и радость! Льется золотая весь от солнца, предки радуются, веселятся духи, вся природа оживает и чарует, посылая добрые знаки. Незабываемое чувство гармонии рождается в душе, ибо она соприкасается с вечностью, соединив воедино нити прошлого, настоящего и будущего. Этот миг запомнится навсегда, это есть пробуждение родовой памяти, глубинной основы, которая единит человека с его Родом, Народом, Землёй.

Очень часто после праздника люди делятся с нами своими впечатлениями и, как правило, отмечают, что меняется внутренний настрой, рождается чувство родства, единства, открытости, возвышенности. Уходит ощущение подавленности, замкнутости, неприятия этого мира. Значит, произошло самое главное – внутреннее преображение, очищение души от накипи повседневности, ведь состояние открытости и любви к миру – нормальное здоровое состояние души. Испив небесной сурицы – солнечной веси, щедро льющейся на землю в праздничные дни, человек вновь обретает душевное равновесие, становится самим собой – цельным и гармоничным.

Порой бывает очень непросто современному человеку, отягощённому жизненными проблемами, войти в состояние праздника. И здесь помогает скоморошья традиция, в лёгкой иносказательной форме подводя к главному действу – обряду.

CollageMaker_20171010_193453639

Шаг за шагом углубляясь в историю, мы узнали, что скоморохи – это вовсе не глупые петрушки, как пытались их высмеять в более поздние времена (известно, что в средние века скоморохов намеренно уничтожали, сжигали народные инструменты – гусли, гуделки, сопелки, пытаясь заменить исконнее чужеродным). Скоморохи – это жрецы, которые владели секретами устроения праздника: как развеселить людей, поднять им настроение, помочь освободиться от «личины» – ложного чувства завышенной самооценки, взглянуть на себя со стороны – и расслабиться, и даже посмеяться. Скоморохи знали, как создать непринуждённую атмосферу всеобщей радости и единства. Шутки – прибаутки, игры, забавы – простые, испытанные веками способы раскрыть природу человека и подготовить её к главному действу – обряду, в который нужно войти с открытой душой, способной почувствовать дыхание Сварги, соединиться с солнечными предками, наполниться новой весью. Не зря во все времена в народе существовал запрет – в праздник нельзя трудиться, то есть совершать обыденную рутинную работу. В праздник человек должен совершать душевный труд, открыть свое сердце Небу и людям.

«Суряница» с помощью веселой игровой программы, театрализованных представлений, сказок создаёт атмосферу яркого, светлого народного праздника. Видимо не случайно зародился наш театр «Суряница» на Можайской земле.

Совсем недавно мы узнали об этих местах интереснейшую легенду

Легенда о Замри-Горе.

Недалеко от д. Поповка есть так называемая Шапкина гора.

В стародавние времена эту гору называли Замри-гора. И она считалась священной горой славян. Еще до ре-волюции старые люди вспоминали, что когда-то на эту точку в ночь Купалы собирались скоморохи со всей Московии и устраивали там свои представления, а волхвы разводили костры и проводили священные обряды.

Говорят, что на этой горе в заветном тайнике скоморохи хранили серебряную маску, подаренную им самим Аполлоном. Ведь известно, что Аполлон путешествовал из Греции в северную Гиперборею и однажды, узрев весёлых скоморохов, так возрадовался душой, что подарил им свою волшебную маску и поведал секрет приготовления сурицы – медового напитка, который назвал «льющееся веселье».

Скоморохи хранили маску, ведь она отгоняла зло, помогала в оборотничестве – искусстве принять любую личину, исполняла желания. Во время праздничного действа гора как будто бы начинала расти, приближаясь к небу, и когда её вершина начинала утопать в облаках, скоморохи дружно кричали: «замри, гора», и гора замирала, из неё фонтаном били родники, дарующие молодость и здоровье.

Жить бы да радоваться, но… закончилась та сказка. А на новом витке времени получила своё продолжение в наших суряничных солнечных праздниках. Видно и впрямь, непростое это место, завороженное нести любовь и свет.

Вновь льётся солнечная медвяная весь на землю, готовится сурица, славятся предки, и славянская тра-диция объединяет сердца людей.

P_20151226_213529_BF_1_1_1

Светлана Голенкова

Сотрудничество ЦДК «Суряница» и исполнителей якутской традиционной музыки Хатылаевых.

В настоящей работе исследуется взаимодействие тюрко-славянской культуры в современных условиях глобализации на основе сотрудничества творческих коллективов, реконструирующих древние музыкальные и духовные традиции, – центра древнеславянской культуры «Суряница» (г. Москва) и заслуженных артистов Республики Саха (Якутия) Германа и Клавдии. Хатылаевых. 
История коллектива центра древнеславянской культуры «Суряница» уходит своими корнями в далекий 1984 год, когда будущие активисты коллектива вели активную творческую жизнь в составе агитбригад Московского лесотехнического института (МЛТИ). Именно тогда пришла идея воссоздания в яркой форме театрального искусства прекрасных идей нравственности и духовности, заложенных в истоках славянской культуры.
Руководителем и наставником является опытный психолог и наставник молодежи О.А. Торопова.
За период существования поставлены крупные программные спектакли: «Купальская вода», «Ладодение», «Океан Первый», «Радужные скрижали», «Лада», «Купала», «Колосвет», «Восьмиречье», «Веснянка» и др. Коллектив учредил 2 фермерских хозяйства в Можайской области, на базе которых создал интерактивную этнодеревню, воссоздающую на основе традиционного круглогодичного календаря традиционный уклад хозяйства и духовную культуру древних славян. В этнодеревне проводятся традиционные календарные древнеславянские праздники, куда приезжают желающие познать и окунуться свою древнюю историю и культуру.
С 2004г. по 2011г. театр «Суряница» является структурным подразделением Дома культуры «На Петровских линиях», в г. Москва. За это время спектр деятельности расширился и театр «Суряница» становится Центром древнеславянской культуры, объединяющим несколько крупных направлений. Деятельность центра «Суряница» отмечена более чем 120 грамотами, дипломами и благодарственными письмами Правительства РФ, Правительства Москвы, Государственной Думы РФ, министерств и многих других государств и общественных организаций.
ЦДСК «Суряница» проводит большую гастрольную деятельность в городах, различных регионах, наукоградах России и странах СНГ. Центр «Суряница» принимает активное участие в создании наукоградов, инноградов, гелиоградов, проводит культурологические, фольклорно-этнографические экспедиции по России и за рубежом.
Центр постоянно расширяет межрегиональные и международные творческие связи. Так, например, в 2006 г. автор данной статьи познакомила коллектив театра «Суряница» с заслуженными артистами Республики Саха (Якутия) Германом и Клавдией Хатылаевых. И летом того года якутские музыканты с коллективом театра «Суряница» дали несколько замечательных совместных концертов в этнодеревне, ДК «На Петровских Линиях» и музее К.Васильева в Москве. Это были удивительные концерты.
Без особой репетиции музыканты сходу выступали с импровизациями. Было чудесное созвучие древнетюркской и древнеславянской музыки, инструментов и голосов. В сопровождении звуков аутентичных инструментов, природы – ветра, воды, журавлиного клекота, кукования кукушки, ржания лошадей, воспроизводимых якутскими артистами, древнеславянские руны звучали с особой одухотворенной силой.
Вкратце о якутских этномузыкантах Германа и Клавдии Хатылаевых. Артисты начали свою музыкальную деятельность в 1987 году. Будучи студентами, они выступали в ансамбле «Эрэл». Сегодня они признанные мастера якутской фольклорной музыки. Хатылаевы участвовали во многих престижных песенных конкурсах и фольклорных фестивалях. Являются лауреатами I премии Международного конкурса-фестиваля в г. Ланголлене (Великобритания), лауреатами II премии Международного фольклорного фестиваля «Гармония» в г. Лимбурге (Германия). В 1998 году в США продюсером Тедом Левиным был издан компакт-диск «Среди духов: звук, музыка и природа в Саха и Туве» с включением треков Хатылаевых. В 2003 году Хатылаевы и руководимая им детская группа «Тэтим» победили на Международном фестивале фольклорной музыки, который прошел в г. Ланголлене (Англия). На этом фестивале они получили два первых места в номинации «Инструментальные композиции» и «Вокал».
В 2006 году Хатылаевы создали детскую этнофольклорную группу «Дьёhегей» («Крылатый конь»). Коллектив состоит из детей школьного возраста, которых музыканты обучают игре на народных инструментах: хомусе, табыке, дунгуре, кюпсюре и т.д. Артисты с детской группой активно гастролируют по республике, России и за рубежом. Выступают на престижных музыкальных фестивалях, пропагандируя якутскую этномузыку и национальные инструменты. Выпущен первый диск – «Песни кумыса». К пятилетию со дня рождения группы вышел второй сборник «Серебряное стремя».
В этом году в Улан-Удэ на III-м Международном фестивале этнической музыки «Голос кочевников» под девизом «Пространство свободной музыки для свободных людей», где приняли участие группы из России, Монголии и Китая, воспитанники Клавдии и Германа Хатылаевых завоевали Гран-при конкурса.
В основе творчества Хатылаевых лежит духовная тенгрианская музыкальная традиция древних тюрков и монголов. Изначально используемые ими инструменты применялись как культовые. Это шаманские инструменты – бубен, варган, кырыымпа. Традиционные голосовые, гортанные, носовые, грудные звуковые приемы использовались в обращении к верховному божеству, призывании духов, исполнении благопожеланий.
И то, что совместное фольклорное творчество якутских и русских артистов, исполняющих в древних традициях духовную музыку своих предков нашло созвучие и гармонию, удивительно. Но только на первый взгляд.
На наш взгляд, всплеск такого созвучия есть рецидив единого истока культурно-цивилизационного происхождения этих традиций. Единые в своих истоках пратюркская и праславянская традиции восходят к древнеарийской, времени пребывания соответствующих ветвей пратюрков и праславян долгое время в одном географическом ареале – районе стыковок современных территорий Индии, Пакистана, Таджикистана, Афганистана и Тибета, и очень сильным их взаимовлиянием. Многое в фольклорном, мифологическом, этнографическом, генетическом и других материалах указывает на это. Это очень емкая и отдельная тема более другого направления, чем тема настоящего симпозиума и требующая изложения в большем объеме, чем настоящая статья.

Л.В. Федорова, заместитель директора ГУ «Театр Олонхо» Республики Саха (Якутия),
директор Международного фонда исследования Тенгри